Когда я завела инстаграм в ноябре 2010 года, там много чего не было. И там не было почти никого из моих знакомых. Я писала captions, подписи к фотографиям, по-английски — чтобы их понимали большинство читающих. Инстаграм был для меня окошком в повседневность людей из других стран.
Вот моя японская знакомая показывает, как выглядит вывеска мороженщика на её улице.
Вот мой барселонский знакомый идет по парку.
Вот моя австралийская знакомая постит весенние фоточки — точно, ведь когда у меня осень, в другом полушарии весна, как занятно.
У инстаграма тех, первых, лет, долгое время не было:
- возможности постить картинки без наложения фильтров и рамок (фильтр и рамка были обязательными, все инстаграмофоточки первых лет ими обладают)
- культуры постить фотографии, не сделанные телефоном (например, с фотоаппарата — их было принято помечать отдельным тегом)
- культуры постить фотографии, сделанные не сегодня (их помечали тегом latergram)
- возможности замьютить
- сайта и версии для Андроида
- рекламы и спама
- ссылки в профиле
- вложенности в комментариях
- карусели (возможности публиковать не 1, а до 10 фотографий)
- возможности постить видео
- сториз и хайлайтов
- рекламы
- наших родителей и селебрити
- продаж в духе «написала в личку»
- и вообще аккаунтов компаний
- прямых эфиров
- большого количества селфи (обычно снимали мир вокруг)
- длинных «постов» под фотографией (там писали про картинку)
- прямой связи с Фейсбуком — а сейчас инстаграмом и вотсапом владеют именно они
Это был стартап, ещё и не первый в этой сфере. Многие делали «твиттер для фотографий», взлетел не первый и не лучший — как обычно и бывает.
Вот как выглядел интерфейс поначалу:

А вот как выглядели мои инстаграмофото в 2010-11 году. Это была мобилография. Экраны были небольшими, качество камеры тоже так себе. Фильтры помогали.
Вот какие вопросы я задавала первый год тем, кто меня читает — чтобы разобраться, что вообще принято в этом странном месте и как устроена местная этика. Постила скриншот заметок.

Сейчас инстаграм — это огромная социальная сеть (в которой пишут длиннющие «посты» с переносом в карусель, кстати, только русскоязычные пользователи). Она принадлежит ещё более огромной социальной сети. Обе монетизируются за счет рекламы.
Снова вспоминаю универсальную формулу веба 2.0: если ты не платишь за контент, то ты его создаешь. Всё, что мы сейчас созидаем в рамках инстаграма, наращивает его базу для капитализации, показа рекламы, сортировки и прочей бигдаты.
Ещё одна универсальная формула, на этот раз капиталистическая: the house always wins. Она появилась про казино (типа не стоит пытаться переиграть казино, всё равно оно в конце каждого дня должно быть доходным предприятием, а значит, должны быть и проигравшие… и выигрыш каждого выигравшего вряд ли выше дохода казино), но применима ко всем огромным системам, в которые мы приходим инвестировать время и внимание (а кто и деньги) — а получить надеемся что-то не менее значимое. Кто клиентов. Кто любовь и обожание. Кто спонсоров. Кто активизм. Кто архив фотографий с датами. Кто связь с близкими, которые оказались разбросаны по всему миру.
У нас много потребностей. Мы платим за их возможное удовлетворение тем, что создаем контент бесплатно и смотрим рекламу брендов. Конечно, мы стараемся устроить это с выгодой для себя, но важно помнить универсальные формулы, выписанные выше. Выгода для гиганта всегда больше, а мы — это их контент. Не наоборот.
Так устроен инстаграм 2020 года, и это уже совершенно другой инстаграм (а название такое же).
Как пишет Майкл Харрис,
Many platforms do not pay anything for this labour, but the joy of sharing, we are assured, will be its own reward. This is an extremely useful arrangement for the platform owner—it doesn’t require much overhead.
When Instagram, for example, was sold to Facebook for $1 billion in the spring of 2012, it had only thirteen employees. All of the actual value in the company was created, free of charge, by its masses of users—a grateful and industrious public.
Десять лет я почти каждый день, а то и не по одному разу в день, постила фоточки в инстаграм, листала ленту, участвовала в переписке в комментариях. За эти годы я сперва отказалась от регулярной съемки на БЧП — «большой, черный, полупрофессиональный» фотоаппарат-зеркалку, а потом и отдала зеркалку в хорошие руки. Вместо лайтрума у меня инстаграм.
Я почти никогда не пощу фотографии не с телефона. Долго обрабатывала фильтрами и встроенными редакторами инстаграма, а последние три года перешла полностью на редактор VSCO. Мне нравится фотографировать, отбирать, обрабатывать и выкладывать.
Добавленная ценность для меня в том, что потом эти фоточки — отличный материал не только для того, чтобы вспомнить, куда я ездила и что мне понравилось в таком-то году, но и — я оформляю ими почти все посты в блоге. Этот контент принадлежит мне, я имею полное право его переиспользовать на других своих площадках. Я храню полный архив всего инстаграма у себя в облаке с сортировкой по папкам и сравнительно легко что-нибудь потом нахожу.
Но инстаграм-то меняется, трудно этого не замечать.
Несколько лет назад я перешла на русский язык под постами. Стала чаще делать селфи. На селфи я стала смотреть в камеру, а не на экран телефона, как раньше. В русскоязычном инстаграме выросла культура «типичных полезных постов для инстаграма», captions уже не обязаны быть связаны с фотографиями. Инстаграм многих людей — это пачка нарядных профессиональных портретов вперемешку с красивым леттерингом. Скорее лендинг, чем фотопесочница (а для меня по-прежнему в первую очередь фотопесочница по старой памяти… и способ повзаимодействовать с лично знакомыми людьми — я совсем не подписана на селебрити, а сториз от плохо знакомых мьючу, для меня это слишком интимный контакт).
Этим летом я приняла непростое решение закрыть инстаграм на приватный режим (тем самым сломав все эмбеды в блоге 🙄). Стало приходить меньше подписчиков (да я и не все запросы одобряю). Стало поспокойнее и поуютнее. Теперь я больше вещаю в сториз и даже могу станцевать с макаронинами.
Но вчера случилась ситуация, из-за которой я задумалась о том, что из инстаграма я однажды могу так же захотеть выйти, как вышла в этом году из фейсбука (чем очень довольна). Из фейсбука я не удалялась, просто стала заходить раз в неделю или даже в месяц. Тревожность очень понизилась, фейсбук сильно меня раскачивал — ему это выгодно, так люди больше контента генерят. Я это понимаю и не хочу на таких условиях взаимодействовать.
Так вот, вчера инстаграм принял у меня два новых поста, но в ленту их не поместил. Лайки не шли даже спустя час.
(я рассказала об этом в сториз и выяснила, что это было не только со мной — и более того, подобные штуки уже происходили)
Фиг с ними с лайками, я не считаю их и не сравниваю. У меня и статистика отключена (кроме того, что она явно бы растила мою тревожность, её нельзя включить на приватном аккаунте). Но если у поста обычно в среднем сто лайков, а сейчас ровно ноль — это значит, что его совсем никому не показали. Пост есть, его никто не видит, почему — непонятно, навсегда ли — непонятно, что делать — непонятно.
По нарастающей внутри виноватости, по знакомому ощущению стыда (я что-то сделала не так и меня наказывают, но напрямую не объясняют, в чем дело и как исправить, а действуют исходя из ненавистной мне формулы «если надо объяснять, то не надо объяснять», другими словами — догадайся, мол, сама, и быстренько починись) я почувствовала, что спускаюсь в подвальчик ужаса.
Те из нас, кто не только выросли в тревожной привязанности, но и побывали в отношениях с избегающими персонами, отлично знают этот паттерн.
Что-то не так > ты задаешь вопрос > ответа не поступает и ты понимаешь, что требованием ответа ты только оттолкнешь партнера > начинаешь разбирать свои действия под микроскопом до малейших мыслей и чувств: что именно я натворила? в какой момент? > располагаешь накопанные улики на себя в иерархической структуре, более вероятные повыше, взвешиваешь их, перебираешь, придумываешь, что можно теперь сделать, ещё и не разозлив партнера
Огромная соцсеть, к которой нельзя всерьез обратиться ни в саппорт, ни к ее представителям — на нынешних мощностях они просто не могут содержать достаточно большую армию отвечателей на вопросы, даже вконтакте трещит по швам от нагрузки на саппорт — это огромный, властный, избегающий, пассивно-агрессивный себя ведущий партнер.
Который триггерит, понятно, наши самые нежные реакции и переживания. Сразу блин вспомнишь все ситуации, когда значимые взрослые были недовольны, а коммуникация была затруднена, и мы начинали копаться в себе, исследуя, что именно мы сказали или сделали не так. В какой-то момент, конечно, психологическая защита стала профессией. А падать в подвальчик ужаса так же ужасно, как тогда.
Кроме того, соцсети и поисковые системы наших дней производят в нас тонну выученной беспомощности. Начинаются гадания на кофейной гуще, проверки гипотез, эксперты расчехляют свои хрустальные шары. Лучше ссылку в первый комментарий или в посте? Лучше таплинк или ссылку на блог поставить, а там расписать подробно? Как давно видео длиной 40 минут ранжируются лучше, чем трехминутные?
С одной стороны, атмосфера непонятности, нечёткости, «коммерческой тайны» вокруг алгоритмов сортировки ленты и результатов поиска создает огромное поле для заработка и делегирования. А с другой, мы становимся всё более и более зависимыми от тех, кто ведет себя как пассивно-агрессивный партнер. Делает, что хочет, а если у нас лопнет терпение — найдет себе ещё кого-нибудь.
Мне хочется помнить, что в структуре UGC веба 2.0 мы неизбежно будем сталкиваться с гигантами, которые живут на нашем контенте и дорастают до полного избегания диалога с нами.
Мне хочется помнить, что если я чувствую, что происходит что-то неявное и прямой коммуникации нет, я не должна искать причину в себе. Причина комплексная, она относится к индустрии и этике соцсетей, я не могу телепатически всегда делать только «одобряемые» не коммуницирующим со мной партнером шаги. Иногда я буду биться лицом об стенку.
И да, возможно, в один прекрасный день я решу, что побилась достаточно и хочу перестать.
Зная, что так может произойти однажды, я могу сейчас act accordingly — не складывать все яйца интернет-видимости в одну инстаграм-корзинку. Не ожидать от инстаграма того поведения, которое он не может себе позволить (прямой коммуникации, скажем). И делать бэкапы.
Как писал Джозеф Ригл,
Many social platforms move from intimate serendipity toward filtered sludge, and some manage it better than others. As investors begin to demand a return on their investment, the sites themselves are tempted to alienate their users with ever more intrusive filtering and ads. This is the life cycle of a social media platform.
Добавить комментарий