Это статья для начинающих. Такой ещё два месяца назад была я сама: никогда до этого не работала со звуком.
Но за пару месяцев справилась создать и регулярно публиковать разговорный подкаст. Это оказалось совершенно реально — научиться записывать и монтировать (супер-простой и технически несовершенный) подкаст с нуля.
Спасибо всем, кто помогал мне словом и делом: придумала я идею подкаста 14 января, сегодня всего только 17 марта — а у меня опубликовано 1 введение, 7 бесед, смонтировано 2 разговора и записан ещё один. Процесс идет!
С одной стороны, я пока не достигла никакого совершенства. С другой — блин, этого и не нужно, чтобы начать и продолжать! Честно. Я делюсь своим опытом в этом посте в надежде, что сокращу кому-то метания: на что записывать? как монтировать? куда публиковать? как часто? где почитать подробнее?
Лучше всего учишься в процессе. Поэтому я сразу ввязалась, а по дороге уже разбиралась в деталях. Это мой подход ко всему — помог он и в случае с подкастом. Чем дольше я что-то делаю, рефлексируя по дороге, тем лучше получается. Можно долго учиться и готовиться, но знания преобразовываются в навыки всё равно только когда начинаешь их применять на практике.
За эти два месяца я не стала звукорежиссером. Но я набрала минимум навыков, научилась обрабатывать и выкладывать то, что у меня получилось записать в рамках «Неидеальных историй»: достаточно быстро и с достаточным для себя уровнем качества. Который растет с каждой новой серией подкаста. Мне это подходит.
Кроме того, истории-то неидеальные!
Мой пост для тех, кто не решается на подкаст исключительно по той причине, что ВСЁ НЕПОНЯТНО. Читайте на свой страх и риск: прочитаете и будет понятно, что откладывать по этой причине не стоит. Хе-хе!
Мои коварные планы в том, чтобы появилось больше подкастов, особенно — с женскими голосами.
Кстати, слово «подкаст» произошло от слов iPod + broadcasting. Радио для айпода, короче.
(это я узнала из подкаста «She Podcasts» — он на английском, как раз на тему женщин в подкастинге, страхов, ожиданий, технологий, сообщества и поддержки)
1. Идея, длительность и регулярность
Нужно ли решать сразу?
Нет!
Можно поделать один подкаст, присмотреться, понаблюдать за собой — и оставить этот, взяться за совсем другой. Я больше скажу: по статистике большинство подкастов не доживают до 10 выпусков. А понять, будет ли мне интересно и «едет» ли подкаст, можно только в процессе. Можно начинать и оставлять, если не понравилось!
Учиться перед началом проб профессиональному монтажу долгие месяцы или откладывать запуск до момента, когда Всё Точно Будет Понятно, возможно, перебор. Особенно если ваш подкаст не подразумевает монетизации.
Как понять, подходит ли вам делать подкаст? Влезть по уши и наблюдать за собой. А больше никак.
Длительность?
Средняя длительность выпуска по рынку — от 30 до 60 минут. То есть 45.
Но соблюдать такие ограничения необязательно. Если интересно, люди и 2 часа потратят. Если торопятся — и в 30 минутах завязнут.
Я вот режу выпуски на отрывки по 20-30 минут, в каждом выпуске 2-3 таких отрывка. Можно послушать сразу всё или по одному эпизоду за раз. Мне вообще непринципиально, чтобы люди слушали всё. Кому понравится первый кусочек, продолжат. Остальные займутся чем-нибудь ещё.
Регулярность?
Поскольку люди привыкают к голосам, им удобнее ждать выпуски в конкретный день. Каждый четверг. Пятого числа каждый месяц. Раз в две недели по субботам.
Начните с какой-нибудь регулярности — а потом понаблюдайте, как вам и слушателям она.
Только учитывайте, что на 1 минуту смонтированного звука приходится 10-15 минут обработки.
Например, чтобы получился 1 час подкаста, я:
- трачу один выходной день на запись (по времени, может, и не целый день, а по эмоциям очень даже целый),
- записываю примерно 2 часа сырого материала,
- монтирую его примерно 6 часов (надеюсь, стану делать это побыстрее, но пока так),
- обсуждаю с гост_ьей, что надо ещё поправить, и вношу дополнительные правки, если надо,
- оформляю, публикую, выкладываю в соцсети ещё примерно час.
Сколько раз в месяц я готова отдать два выходных в неделю под подкаст? Вопрос вопросов. Пока что всё свободное время уходит на него — погляжу, начну ли монтировать быстрее с опытом. Пока что успеваю выпускать эпизоды каждую пятницу.
Всё можно поменять
Ничего не выбито в камне. Регулярность можно менять. Идея может получить развитие. Подкаст можно закрыть. Можно открыть другой подкаст. Можно попробовать записывать самостоятельно, можно с гостями. Можно с музыкой и закадровыми звуками, можно без них.
Записанный выпуск необязательно должен выходить в эфир (как пробный выпуск подкаста Норм, который так никто пока и не слышал — а следующие слушают и хвалят все, инфа из этого интервью).
Я бы предложила смотреть на процесс.
- Сколько времени в неделю у вас есть на запись и редактирование?
- Сколько занимает отредактировать час звука?
- Как часто, исходя из этого, можно публиковать выпуски? Какой длины они могут быть?
- Какая тема вам настолько близка, что вы хотите тратить на разговоры о ней время?
- Про что интересно попробовать позаписывать прямо сейчас?
- Комфортнее начать в одиночку или с кем-то вместе?
- Кому можно рассказать про идею, чтобы получить поддержку?
Я бы скорее опиралась на такие вопросы к себе — и на непосредственный опыт записи и монтирования, чем на какие-то там «правильно» и «в среднем по больнице».
Начните — и понаблюдайте. Вам вообще что интересно делать? И с кем? И о чем?
2. Оборудование для записи
Сначала друг-музыкант мне выдал на время студийный рекордер TASCAM DR-40, чтобы я не думала ни о чем и просто нажимала кнопочку Rec. Примерно месяц я ходила с рекордером и нажимала кнопочку.
Поскольку я хотела писать диалоги, отдельной проблемой оказалось высчитать, где именно на столе между мной и собеседницей положить рекордер, чтобы громкость получилась примерно одинаковая и у меня, и у неё. А также рекордер я взяла на время и знала, что его придется отдавать. Да и писать мне хотелось скорее сразу на ноут — я в нем потом и редактирую. А на бегу можно писать в телефон.
Поэтому я купила недорогую (около двух тысяч рублей, в 10 раз дешевле рекордера) раздвоенную петличку Boya BY-M1, про которую вычитала у Льва Пикалева в интервью. Она супер-простая. Если её переключить в положение Smartphone, там даже батарейка не нужна. Вешаешь микрофончики на грудь, как у ведущих новостей, втыкаешь в телефон или ноут, включаешь в программе запись — и погнали.
О программах ниже, а вот мой временный друг, который я уже вернула владельцу:
3. Оборудование для монтажа
Я пробовала две программы: Audacity и GarageBand. Они обе обладают адским интерфейсом (для новичка) и в них обеих нужно набивать руку.
GarageBand есть для мака и для iPad. На винде есть Audacity. В обе эти программы можно загрузить файл, записанный на телефон или рекордер — а можно воткнуть в ноут петличку и писать прямо в программу. Там же и редактировать.
Я записала скринкаст, в котором показала простые подходы к программе, чтобы снизить вашу технологическую тревожность. Скрежещу зубами, что такого видео не было для меня 2 месяца назад — но хотя бы у вас будет моё.
Видеоинструкция по работе с GarageBand и Audacity:
Слышала о программах Reaper и Ableton, но не работала в них.
Удаленно записать созвон можно через сайт zencastr (говорят, в России он работает только через VPN, к сожалению). Я не пробовала. Есть крутая статья от Льва Пикалева про удаленную запись.
Самая главная рекомендация про монтирование — такая:
ДЕЛАЙТЕ РЕЗЕРВНЫЕ КОПИИ И ПОСТОЯННО СОХРАНЯЙТЕ!!!!11
Сделали запись? Сохраните изначальный вариант, потом после монтажа сохраните отдельно новый вариант.
Сидите за монтажом? Нажимайте «Сохранить» так же часто, как если пишете ценный текст в Ворде. То есть постоянно.
Сохранили запись на ноут? Закачайте в облако / скопируйте на внешний диск, лишним не будет.
Какое бы ни было оборудование, случиться может всё, что угодно. Любой цифровой контент лучше беречь как зеницу ока и важное копировать в дальние уголочки, не связанные физически с вашим ноутбуком, айпадом, телефоном или компьютером.
Если не верите, послушайте песню «Делай бэкап» группы «Научно-технический рэп»:
Когда-нибудь ты станешь немощен и слаб
Делай бэкап. Давай, делай бэкап!На случай, если укусит радиоактивный краб
Делай бэкап. Давай, делай бэкап!Друзья переезжают, и ты переносишь шкаф?
Делай бэкап. Давай, делай бэкап!
Когда я переезжала с рекордера на запись на ноут в GarageBand через петлички напрямую, я параллельно первые пять бесед записывала на всякий случай и на рекордер. Чтобы, если что-то я настрою не так, осталась запасная дорожка, которую можно использовать или хотя бы переслушать. Точно так же можно включить запись на телефон, пока вы пишете в ноут.
Да, и если работаете в Audacity, перед выгрузкой файла пропустите его через фильтр «нормализация», он срежет пики, чтобы у слушателей не болели уши, когда было тихо, а потом кто-то засмеялся. GarageBand вроде бы сам нормализовывает при выгрузке файла.
Если в записи говорят двое и один голос сильно громче другого (или если есть какие-то странные шумы, неровности записи) — можно попробовать выровнять звук сервисом Auphonic. Загрузить файл к ним, прогнать через систему, скачать обратно. В месяц дают обрабатывать бесплатно 2 часа (но можно завести несколько аккаунтов, тогда будет по 2 часа в каждом, там по емейлам регистрация).
Платный доступ можно купить помесячно (9 часов в месяц — $11 каждый месяц) или просто какой-то объем (10 часов в любое время — $22), который в любой момент можно использовать — все цены есть на сайте. Экономии при оплате за год нет, но можно купить десктопное приложение за $89 навсегда.
Дополнительный плюс: прогнанные через этот сервис треки ещё и меньше весят.
Кстати, если вам не понравится, всегда можно делегировать работу со звуком. Например, Льву Пикалева из «Подкастерской» — или множеству фрилансеров-звукорежиссеров.
4. Оформление
Подкаст — это регулярно выходящие аудиофайлы, выложенные на какую-то площадку, где их могут послушать все желающие.
Что я считаю оформлением:
- Сам файл, из которого вырезаны «эээ», «ммм», лишние паузы (см. пункт про оборудование для монтажа).
- Возможно, в начале этого файла есть джингл, благодаря которому подкаст будут узнавать слушатели и настраиваться эмоционально.
- У подкаста может быть аватарка / фоновая картинка / фотография.
- Каждый выпуск может сопровождать описание / список того, о чем шел разговор.
- Каждый выпуск может содержать ссылки на упомянутое в нем, чтобы слушателям было удобнее найти статьи, каналы, книги и всё остальное, о чем шла речь.
- И у подкаста должно быть какое-то узнаваемое название, чтобы о нем можно было говорить, понимая, о чем идет речь.
Обратите внимание, что в пунктах со 2 по 5 я пишу «может» и «возможно». Это всё, на мой взгляд, необязательно. Или же это можно сделать позже. Начать можно с пунктами 1 и 6.
Комментарий ко второму пункту. В качестве джингла, если он нужен, можно взять:
- музыкальный отрывок из какой-нибудь распространяемой бесплатно композиции
- пару аккордов, взятых на любом музыкальном инструменте (приехать к кому-то, кто их способен взять, с рекордером / микрофоном — и записать)
- свои слова (можно сказать название подкаста своим голосом, а на фоне включить что-то распространяемое бесплатно: вот у Моби есть каталог музыки, а ещё есть сайт musicformakers.com)
А с пунктом 6 я смухлевала и взяла в качестве названия подкаста — название этого блога. Получилось, что подкаст — проект-сателлит блога.
5. Публикация
Стандарт — разместить подкаст в нативные приложения для айфона/андроида. Они называются Apple Podcasts и Google Podcasts. Эти приложения установлены на смартфонах, поэтому искать и слушать в них проще простого. А ещё поскольку подкастов на русском пока мало — хорошие новинки упоминают редакторы подборок и поднимают в результатах поиска.
Чтобы отправить подкаст в эти приложения, нужно где-то разместить файлы физически и соорудить RSS-ленту со ссылкой на файл, названием эпизода и описанием. Эту RSS-ленту надо скормить Apple Podcasts и Google Podcasts, после чего начнется период модерации, через несколько дней вас, скорее всего, одобрят и поместят в каталог.
Популярен сайт Soundcloud, там же можно и слушать выпуски, и получитьRSS-ссылку. Многие выкладывают туда и ссылку на RSS-поток пробрасывают в Apple Podcasts.
Но Soundcloud урезал бесплатный функционал до возможности выкладывать туда всего несколько часов. Я оплатила себе на год платный про-аккаунт (около $150), но понимаю, что многие выбирают сэкономить и выкладывают на другие ресурсы.
Я знаю отечественный сайт podfm, там можно выложить бесплатно и получить RSS-ссылку. Есть также Libsyn, Podbean, Blubrry — я не пробовала их, они англоязычные. Знаю, что на Libsyn абонентская плата зависит от веса файлов, поэтому чем легче файлы, тем выгоднее их там хостить. Можно выгрузить отдельно и на Яндекс.Музыку.
Я сделала странно (но комфортно для себя): выложила выпуски только на Soundcloud и в отдельный телеграм-канал. Решила, что не хочу выкладывать на платформы с оценками и комментариями.
Кстати, телеграм иногда ест последние три секунды аудио, поэтому я стала прицельно добавлять в конце три секунды тишины, чтобы слушатели точно получили полный файл.
Но вообще-то (снова) необязательно решать заранее. Сделайте сейчас так, как будет быстрее и удобнее для вас лично. А потом довыложите куда-то ещё. Если захотите.
6. Монетизация
У меня нет непосредственного опыта в монетизации подкастов, но судя по тому, что я вижу вокруг, можно:
- продавать спонсорские места в выпусках (пускать рекламу, как на радио),
- брать деньги с тех, кого вы зовете в выпуски (если у вас очень популярный подкаст, есть шанс, что кто-то решит заплатить за участие),
- сделать страничку на Патреоне, рекламировать её в подкасте и делать на ней дополнительный контент для патронов (тех, кто регулярно поддерживает вас деньгами через Патреон).
Но насколько я знаю, это всё начинается у людей не сразу и развивается достаточно медленно. Так что нужно понимать, что на начальном этапе ТОЧНО подкаст — это большая инвестиция сил и времени (денег — по желанию), интересное новое дело и большой вызов для себя лично.
Если вы прошли дальше в опыте работы с подкастами, делитесь своим опытом в комментариях! Что помогает вам? Как поступаете вы? Какие полезные статьи и видео знаете? А может, сами писали статьи для начинающих или записывали видео? Давайте делиться опытом, чтобы подкастов появлялось всё больше! Среди них обязательно появятся те, что будет слушать и мы с вами.
Оля Скребейко says
сервис anchor.fm сам делает rss-ленту и раскладывает подкасты везде, он бесплатный, в его приложении можно писать подкаст по созвону!
спасибо за статью!
Стелла Васильева says
Я тоже написала подробную инструкцию про подкасты: http://blog.stellav.ru/kak-sdelat-svoj-podkast/