Отрывок из книги Braving the Wilderness: The Quest for True Belonging and the Courage to Stand Alone, перевод мой:
Одна из причин, по которой люди упрямо продолжают ненавидеть кого-нибудь — в том, что они чуют: стоит отпустить ненависть, и придётся разбираться с болью.
(Джеймс Болдуин)
В современном мире круглосуточных новостей, политических скандалов и соцсетей всё, что мы временами читаем и смотрим — это всеобщая ненависть. Ярость, злость, несогласие, обесценивание чужих принципов — с какой бы стороны люди ни выступали. Каждый встает в позу, каждый обзывается и обвиняет, каждый недоволен действиями других.
Мало кто в наше время сохраняет человеческое отношение к идеологическим оппонентам. А соцсети и вовсе набиты анонимными угрозами. Можно ли ещё дальше уйти от контакта, внимания, диалога? Очень просто писать гадости из-под фейкового аккаунта, сказать такое в лицо гораздо сложнее.
Если всмотреться в нашу собственную ежедневность, где нет анонимности и депутатских привилегий — ненависти в ней гораздо меньше. Мы чувствуем и боль, и любовь. Рассказываем и выслушиваем. Надеемся на лучшее и признаемся в том, что жизнь трудна. Восхищаемся красотой и переживаем травматичный опыт. Выращиваем детей и ходим на работу.
В рамках своих исследований я много говорила с людьми, которым удается находить себя в шуме современного мира. С теми, кто справляется со сложной задачей «принадлежать себе».
Как им это удается? Я много расспрашивала и кое-что выяснила.
Эти люди вовсе не игнорируют происходящее вокруг — и не перестают защищать то, во что верят. Однако вместе с этим они делают кое-что ещё. Они стараются не обобщать, не поддерживать стереотипы, не высказываться огульно о группах людей, не атаковать из страха. Они основывают мнения на конкретном жизненном опыте, задавая открытые вопросы окружающим их людям и внимательно выслушивая ответы.
Они избегают ловушки, в которую угодили многие из нас, включая меня: «Я ненавижу большую группу незнакомцев, потому что они неправы, а лично знакомые мне представители этой группы — редкие исключения».
Вот три примера.
Мнение: «Демократы — просто неудачники».
Поскольку вы всю жизнь были консерватором, звучит это убедительно.
Но что насчет вашего близкой подруги и коллеги? Именно она привезла вас с больницу, когда мужа забрали из тренажерного зала на скорой с сердечным приступом. Она сидела рядом с вами, ожидая новостей из реанимации, а потом забрала ваших детей из школы, накормила и привезла домой. Она помогла вам спланировать похороны и взяла на себя часть рутинной работы, пока вы разбирались, как теперь жить.
Она вовсе не неудачница. Вы её любите. И она — демократ.
Мнение: Республиканцы — эгоистичные зануды.
Звучит так убедительно!
Но ваш зять так любит вашего сына, они чудесная пара, и вы знаете, что сыну повезло. Именно зять присылает вам и вашей жене фотографии внуков (а не ваш сын, которому всегда некогда).
Ваш зять не эгоистичен. Он не зануда. Однако он — республиканец.
Мнение: Активисты движения «за жизнь» лицемеры и узколобые консерваторы.
Допустим, как феминистка, вы совершенно в этом уверены.
Но… была у вас одна учительница в католической школе — чудесная женщина. Поддерживала ваше право высказываться, даже когда ваши мнения расходились. Собственно, именно она и научила вас тому, что значит быть активисткой.
Она не лицемер и не узколоба. И она выступает против абортов.
Что, если мы будем опираться не на стереотипы и ненависть к иным, а на личное знакомство с настоящими людьми?
Живого человека трудно ненавидеть.
Все, кого я интервьюировала, признавались: злиться куда проще, чем чувствовать страх или боль.
За нашим страхом кроется боль. И уходит эта боль — только после того, как мы её признаем, окажемся готовы на любовь и сострадание. К другим и себе.
Большинство из нас не учили справляться с болью, поэтому навык у нас не развит. Мы даже не привыкли признавать, что нам больно. Ладно физическая боль, но душевная? Мы не готовы выглядеть слабыми.
Когда мы отрицаем эмоцию, она владеет нами. Вернуть себе контроль за ситуацией можно только через признание сложных эмоций и прокладывание себе пути через них (Брене подробно говорит об этом в курсе Living Brave Semester, вторая часть).
За яростью прячется огромная боль.
В ноябре 2015 года террористы убили в Париже Элен, жену Антуана Лейриса — вместе с восемьюдесятью восемью другими жертвами.
Через два дня Антуан вывесил на фейсбуке открытое письмо террористам под названием «Вы не дождетесь моей ненависти». Оно глубоко тронуло меня.
(прим. переводчика: потом вышла книга Антуана с тем же названием)
Вечером в пятницу вы отняли жизнь у одной удивительной и важной для меня женщины. Она была любовью моей жизни, матерью моего сына. Но вы не дождетесь моей ненависти.
Если тот бог, кому вы приносите кровавые жертвы, создавал бы нас по своему образу и подобию, каждая пуля в теле моей жены стала бы раной в его сердце.
Я не позволю вам считать, что вы заронили в моей душе ненависть. Вы хотите именно этого. Но отвечать злостью на злость будет повторением вашей ошибки.
Вы хотите напугать меня, внушить мне страх к согражданам, принести свободу в жертву безопасности? Вы проиграли. Я не собираюсь меняться.
На этом свете мы с сыном остались вдвоем — и мы сильнее всех армий на свете. У меня нет времени, чтобы дописать это письмо, потому что Мелвил почти проснулся, и мне хочется быть рядом с ним.
Мелвилу семнадцать месяцев. Сегодня он будет завтракать, как обычно, мы будем играть, как обычно, и вся его жизнь будет доказательством тому, что вы не дождетесь ненависти — ни от меня, ни от него. Это я вам обещаю.
Добавить комментарий