*
Мир меняется.
Кому-то это удобно, кому-то — нет.
Если вам может понадобиться покупать продукты лет через пять, я рекомендую прислушаться к первым, избегая компании вторых.
Давайте оценим масштабы проблемы. Вероятно, вам уже платят раза в два меньше, чем платили за ту же работу десять лет назад — по сравнению со стоимостью продуктов, скажем. Через десять лет вашу должность могут заменить нейронные сети. В маркетинге и рекламе за последние десять лет мы повидали массу таких перемен.
Наша первая реакция была: «Надо работать больше».
Не помогло. Людей увольняли сотнями и тысячами. Это жесткая конкурентная среда.
Мы думали, нас спасет наш талант. Мы думали, нас спасет работать до позднего вечера и по выходным.
Не-а.
Мы думали, интернет, новые медиа и передовые технологии нас спасут. Мы думали, новые идеи впечатлят клиентов. Не-а.
Ну и ладно.
В меняющемся мире, среди новых технологий и бизнес-моделей, на пике социальных перемен — что у нас остается?
Доверие.
Люди доверяют вам? Отлично, нам будет на что купить продукты.
Это сработает для художника и писателя, врача и айтишника, юриста и банкира, строителя и бармена.
Другими словами: не парьтесь о технологиях. Парьтесь о том, доверяют ли вам.
В новых условиях нужно творчески подходить не только к работе — но и вообще ко всему. Взгляд на вещи должен быть свежее и внимательнее. Это важно не только художникам, писателям, айтишникам и генеральным директорам, это поможет всем. Секретари и водители автобусов, прислушайтесь. В современной игре ставки постоянно растут.
Вести дела по-старому уже не получится.
Сейчас важнее всего — люди.
Окружайте себя творческими ребятами: фриками, визионерами, удивительным народом — ого, да вы это уже делаете? Не останавливайтесь.
Думайте о том, что нужно этим ребятам — и отвечайте на их запросы.
Не имеет значения, о какой индустрии мы говорим, архитектура или химическая промышленность — вы найдете этих людей. Наблюдайте за ними. Прикладывайте усилия. В обмен вы получите головокружительные возможности.
Избегайте унылых собеседников. Отказывайтесь сотрудничать с теми, кто не любит рисковать и побаивается нового. Они вам больше не помогут. Их модель стабильной жизни больше не вписывается в окружающий мир. Они вымирают.
*
У нас с вами есть бесячая жилка.
Она никогда не довольна тем, что у нас уже есть.
В пещерные времена способность не быть довольным выгоняла нас на мороз, заставляла отлавливать мамонта и ужинать. Банальный механизм выживания.
Бесячая жилка заставляет создавать то, чего раньше не было: рисунки, сонаты для скрипки, пищевые компании, сайты. Она когда-то привела нас к огню, колесу, луку и стрелам, а потом и к персональному компьютеру.
Нужно понимать, что бесячая жилка — очень простой и банальный механизм.
Нет ничего благородного в желании изменить мир. Это естественное и простое стремление.
*
Никому нет дела.
Делайте для себя.
Каждый слишком занят своей жизнью, чтобы обращать внимания на вашу книгу, картину и сценарий. Особенно если вы ещё не закончили работать над ними. А те, кто не занят — какой от них толк?
Выпендриваться — значит выпадать из жизни. Это всё, что я хочу сказать.
*
Не парьтесь о том, где достать вдохновения. Оно приходит само.
Вдохновение посещает тех, кто садится за дело. Никак иначе.
Я принялся рисовать комиксы на визитках по причине удобства этого занятия. Визитки и ручку можно носить с собой. Я иду по городу, у меня появляется идея — я сажусь на скамейку или за столик в кофейне. Достаю чистую визитку и рисую. Бесшовный процесс. Очень легко начать. Такое мне подходит.
Раньше я думал, что перед работой над личным проектом нужно обустроить рабочее место. А рисовать следует что-то значительное. Поэтому, когда мне приходила идея, я несся домой, стараясь удерживать её в голове. Когда я устраивался в своей уютной студии, в девяти случаях из десяти идея меня покидала или казалась недостаточно интересной. Я все-таки рисовал, но по воспоминанию, а не по ощущениям в моменте.
Если вы так устроили свою жизнь, что между идеей и моментом, когда вы сможете наконец сесть и заняться делом, проходит время, вы усложняете себе жизнь. Не стоит создавать новое из состояния «Я художник и я должен создавать новое, чтобы оставить себя грядущим поколениям». Будет скучно и вам, и зрителю.
Найдите способ упростить своё дело. Сделайте творчество таким простым, чтобы никогда его не откладывать. Идея приходит в неудобное время и не будет вас ждать.
Не нойте о «творческом кризисе» и «страхе чистого листа». Если вам страшно смотреть на чистый лист, встаньте и займитесь чем-нибудь ещё. Значит, вам в данный момент нечего сказать, а вы заставляете себя думать, что обязаны что-то говорить.
Если вам есть что сказать — скажите. Если нет — наслаждайтесь тишиной, потому что скоро снова станет шумно. Идите исследовать мир, поищите себе приключений и наполните свои внутренние колодцы.
Пытаться создать новое, когда вам нечего сказать, похоже на разговор ради разговора. Это не нужно ни одной из сторон. Это скучно.
*
В 1989 году я жил в Лондоне. Присматривал за уютной крошечной квартирой родственника всё лето. На этаж выше меня жил Тим Бёртон: он снимал фильм про Бэтмена.
Мы познакомились. Не то чтобы мы подружились, но он был хорошим соседом.
Однажды я позвал его на ужин. Тим пришел с женой. Я доучивался на рекламного копирайтера и заговорил о своем выборе профессии. Я рассказал, что в моей семье было принято работать на «нормальной» работе в офисе — и о том, что решиться на творчество было непросто.
— Если у тебя обнаружилась творческая чесотка (creative bug), — сказал Тим, — то она никуда не денется. Придется искать способы самореализации.
Чертовски хороший совет.
Добавить комментарий