Книгу Inside Story советуют сценаристам, но вообще-то она может быть интересна каждому, кто работает с текстом. Дара Маркс много говорит о героях, о внутренней связи автора со смыслом текста, о читательской динамике. Перевода на русский нет, и я перевела отрывочки, как со мной случается. Получилось три поста:
Трансформация героя
Хорошо снятый, зрелищный фильм быстро забудется, если внутренние метания и метаморфозы героя были скрыты от зрителя или отсутствовали. Дара говорит, что если герой в самом начале уже был способен на невероятные подвиги (и ему не требовалось ничто в себе перебороть или до чего-то дойти), то непонятно, зачем вообще смотреть до конца, где он их совершает. Захватывает дыхание, когда герой в начале совершенно неспособен на то, что ему удается в конце — потому что что-то в нем щелкнуло и поехало. И зрителю видно, что именно щелкнуло, почему раньше не щелкало, почему сработало сейчас.
Структура истории
Каждая сцена, тоже как известно, должна продвигать историю вперед. Но важно помнить, говорит Дара, что героя вперед продвигают не внешние события, а внутренняя мотивация. Мы готовим ужин не потому, что приходит вечер, а потому что хотим есть. Мы ругаемся с другом не потому что хотим продвинуть историю вперед, а потому что нам важно о чем-то заявить, и мы решаемся на дискомфорт. В истории нет и не может быть никаких действий героя, кроме связанных с его внутренней мотивацией в конкретной ситуации.
Внутренняя цель
Дара рассказывает о клиентке, приславшей сценарий про даму, которую оставил муж — он ушел к кому-то помоложе, забрав общие сбережения. Дальше бедняге только хуже: банк равнодушен, рынок труда в силу её возраста не заинтересован. Весь сценарий рассказывает о героине как о жертве обстоятельств, нет никаких действий, в которых она бы проявила себя, она отчаянно принимает один удар судьбы за другим. Внешняя цель в таком случае — выживание. А внутренней не было.
Дара предложила добавить цель — поверить в себя, опереться на себя, найти в себе силы. И сценарий сразу перестал хромать на обе ноги сразу. Героиня стала самостоятельной единицей, а не объектом, с которым что-то приключается.
Добавить комментарий