Те, кто подписан на мой инстаграм или телеграм-канал, уже знают: я решилась делать подкаст «Неидеальные истории» — недавно рассказывала об этом в рубрике «аудио по выходным» телеграм-канала «Вычитала».
Получится спецпроект: набор аудиобесед на самые разные темы с моим кругом общения. Кухонные посиделки один на один — ну и ещё рекордер, конечно. Два разговора уже записано, несколько запланировано, заказаны иконки, в работе джингл, я впервые в жизни учусь монтировать звук.
Подкаст — более живой формат, чем тексты, и ещё более неидеальный. Трудно сказать, во что он вырастет — сейчас пока можно только говорить о том, что для меня в нем важно и каким я его вижу из сегодняшнего понимания. А дальше — поглядим. Творческий проект всегда трансформирует и автора, и самого себя.
Несмотря на радость от новой идеи и азарта от освоения новых технических навыков, меня достаточно сильно трясет по совершенно неожиданным поводам. Я предполагала, что проблемы будут появляться в других местах и скорее будут касаться техники, чем психологических границ.
Решила записывать, как именно трясет, потому что это может оказаться интересным и другим. Кроме того, такое записывание помогает мне упаковать свой опыт и прожить его более полно.
Слушая один из выпусков Метасоли (Норм и Метасоль — подкасты, сильнее всего похожие на то, каким я вижу будущий свой, хоть и значительно отличающиеся по формату), я выяснила, что слушатели считают возможным оценивать, осуждать и критиковать то, что ребята делают БЕСПЛАТНО и по своему вкусу. Весь тот выпуск был связан с тем, как болезненно проживается грубая обратная связь на творческие проекты.
Это мне знакомо. Из всех моих выложенных через Ридеро на Букмейт книжек есть одна — «Расскажи себя» — где сразу после публикации пришёл какой-то дяденька и написал длинный, нудный и неприятный отзыв. Причём это была совершенная вкусовщина, что я понимала головой. И все-таки чувства у меня были совсем не такие, как рациональная оценка от головы.
Я пять лет назад убедила бы себя «не брать в голову» и поскорее забыть прочитанное, упрятав чувства куда подальше. Я сейчас могу позволить себе злиться на стечение обстоятельств и говорить о нем.
Книжка была ВООБЩЕ не для этого дяденьки. Он не целевая аудитория. Его покоробило, что я называю себя Леночкой, что стараюсь держать несерьёзную атмосферу — а для меня это проверенный способ расслабить начинающих сочинителей, которым часто свойственна некоторая зажатость.
Но вместо того, чтобы нажать на крестик и закрыть — дяденька написал длинный язвительный отзыв. И это долгое время была первая и единственная реакция на книжку. Которую я два месяца редактировала и готовила — и с продаж которой почти ничего не получаю, бОльшая часть роялти уходит платформе 🙄
Больше я не захожу в Букмейт на страницу этой книги и редко вспоминаю тот случай, это от историй подкаста всколыхнулось. Я тогда так расстроилась, что хотела удалить и все опубликованные книги, и блог, и всё остальное. Несмотря на какие-то благодарные и теплые отзывы, грубости жалят сильнее.
Как я и думала, долго не начиная ничего публичного, окружающий мир умеет делать больно. Омертветь, чтобы не чувствовать ничего — ни хорошего, ни плохого — не мой предпочитаемый способ жить. Поэтому я злюсь и ставлю границы, злюсь и ставлю границы. Хочется оставаться сильной и открытой одновременно.
Что особенно интересно, гадкие отзывы на мои книги публиковали исключительно персоны с мужскими именами/псевдонимами. Подозреваю, виновата мужская гендерная социализация (МГС): людей, которых считают мужчинами, в нашем обществе не учат думать о чувствах других, не учат входить в контакт со своими чувствами разочарования и бессилия — зато учат высказывать свои Ценные Мнения, доказывающие, что с ними-то все в порядке, а с миром почему-то нет (отзыв переводился так: моя книга плохая, он хороший).
Мужчинам тоже прилетает от МГС: когда я читала книгу про Кафку и писала автору, что она прекрасная — он пожаловался, что на Литресе висит один отзыв (тоже от мужского имени/псевдонима) — обесценивающий и говорящий о том, что читатель вообще не целевая аудитория. Автор попросил написать то, что я написала ему в личку, публично на Литресе. Чтобы хотя бы уравновесить плохой отзыв. Я написала.
И как грустно, что никто из купивших и прочитавших его книгу не пошел и не написал ничего хорошего. А плохое — да завсегда.
Нюанс человеческого восприятия в том, что мы считаем хорошее — нормой. Это та же история, как когда в школе мне казалось, что 5 и иногда 4 — это «средненько». Вот 5+ достойно легкого похлопывания по плечу. И то если это было сложно.
Поэтому и во взрослой жизни отзывы обычно пишут те, образно выражаясь, кого обслужили на тройку, кто не понял, на кого материал не был рассчитан и кто рассвирепел от потери времени на то, что предназначено для кого-то другого.
Некоторое время я думала, что можно это починить. Просто напиши понятную аннотацию, — говорила себе я. Просто дай понять людям, для кого твоя книга, а для кого нет.
Но это желание контролировать других людей никогда меня не доводило до добра. Люди имеют право разочаровываться во мне и в том, что я делаю. Более того, если у них настрой побухтеть, то они специально выберут то, что не совсем им подходит, чтобы слить на меня агрессию, которую небезопасно слить туда, откуда она у них взялась.
Знаете, как в том комиксе: на мужчину орет начальник, он приходит домой и орет на женщину, она ругает сына, сын пинает кошку. Иногда каждый из нас — это кошка. А иногда — любой другой человек в этой цепочке. Мы живем в обществе, работающем на культуре насилия. Не получать пинков совсем можно только зачехлив все чувства и не раскрываясь. Я так жила. Это не жизнь.
Брене Браун советует не читать hurtful comments. Поэтому я и не хожу на страницу той книги в Букмейте. Люди как-нибудь справятся сами, я не буду контролировать, что там пишут или не пишут. Я тоже справлюсь сама по себе.
Кроме того, что-то начинает быть достаточно популярным, только когда появляются отзывы от людей из внешнего круга. Не от мамы и двух подруг. А внешний круг бывает достаточно рандомным. Как пойдёт.
Поэтому мне гораздо комфортнее писать здесь, в телеграме, а не на фб, где от непрошеной обратной связи никуда не деться и каждый комментарий, даже убогий, считается за благо, поскольку поднимает пост выше и даёт возможность увидеть его бОльшему количеству френдов.
Такая сомнительная жертва: позволь писать тебе открыто что угодно в обмен на возможность тем, кто на тебя подписался, увидеть твой пост в алгоритмах (которые лучше всего показывают посты с большим количеством комментов). Не, спасибо. Что-то не хочется.
И вот, значит, возвращаясь к подкасту — вообразите, как я себя чувствую, учитывая вышесказанное, осознавая, что «затянуто, но послушать можно. 3 из 5» могут поставить моим подкастам (которые я делаю бесплатно, которые я пока не умею делать, которыми я не хочу ни с кем соревноваться и на которые я никому не хочу выдавать право на экспертную оценку, по крайней мере, висящую прямо рядом с кнопкой «скачать»).
Кроме всего прочего, одна из неинтересных мне и часто встречающихся в подкастах особенностей, которой бы хотелось избежать — это «ставьте лайки, пишите отзывы, рассказывайте друзьям, помогайте нам выйти в топ». Я не хочу выходить в топ. Мне не нужно вымогать ни у кого обратную связь. Я это делаю для себя — по-честному и настолько хорошо, насколько могу. Зачем мне вообще идти на платформу, завязанную на рейтингах, если я не считаю рейтинги важными и хочу избежать гонки за лайками!
Меня накрыло этим после того, как я записала первую беседу. Во-первых, потому что этап «выложить» стал не в двух шагах, а в одном: после «смонтировать». Во-вторых, потому что я осознала, насколько трогательно, лично и уязвимо получилось — думаю, дальше будет примерно в том же ключе, ведь в этом и цель. А вовсе не в том, чтобы попасть в топ чего бы то ни было, получить высокую оценку, сделать лучше других или расширить аудиторию.
Брене, рассказывая об Арене как метафоре осмелевания (4 урок в living brave semester), говорит:
Cheap seats — это галерка. Те, кто не делает сам и критикует вас. Анонимы, тролли, лентяи и люди, полностью поглощенные стыдом, сравнением и недостаточностью.
Если мы прислушиваемся к тем, кто не выходит на Арену сам — мы делаем неверный выбор.
Выступая на конференции 99U, Брене сказала:
«Мне стало гораздо проще жить со следующим отношением к критике — если вы не вышли на арену сами, если вы не готовы жить заметно, ваши замечания и советы мне совершенно неинтересны. Увы.
Что-то конструктивное я приму с радостью. Я работаю в университете, дебаты — моё всё. Советы от коллег в духе: «Ты забыла учесть вот эту книгу», «надо было изучить ещё вот то…», «я бы сформулировал иначе…» — это полезно.
Но если вы устроились на галерке, сами ни на что не решаетесь, а мне рассказываете, как и что стоит улучшить… ваши слова попросту ничего не стоят».Брене предлагает фокусироваться на Арене на двух единственных зрителях. Эмпатия и Сопереживание себе. Все остальные никуда не денутся — и в то же время фокусироваться на любых других зрителях отвлечет от главного: делать то, во что веришь.
Так и есть, мне неинтересна критика с галерки. Эти люди не потратили сил, чтобы поддержать меня или сделать что-то подобное сами. Я их не знаю. Мануала по критике от Екатерины Сигитовой они не читали. С чего их мнение должно оказаться для меня ценным и увлекательным? Нет.
Брене говорит, что уязвимость доступна, только когда есть чёткие границы, обеспечивающие безопасность — как физическую, так и эмоциональную.
Я выбрала такие границы: мой подкаст поедет в этот блог (каждый выпуск будет отдельной записью в рубрике «подкаст», как и эта запись. Кроме самого аудио, в записи найдутся ссылки о том, что мы упоминаем в разговоре, и краткое описание затронутых тем, чтобы вы заранее могли решить, хотите ли слушать выпуск) и в отдельный телеграм-канал (а не в «Вычитала», чтобы не терять анонсы среди всего остального).
Никаких Apple / Google Podcasts или подкастов ВК. Про Саундклауд ещё подумаю. И вообще: со временем я могу пересмотреть, куда я что выкладываю. А начну с блога и канала. Наверное, уже в феврале, совсем скоро.
Да, это будет кому-то неудобно. Ну а я, знаете, учусь переставать быть удобной другим за счёт себя. Те, кому неудобно, смогут занять своё время чем-то ещё — выбор сейчас большой.
И только когда я вот это прожила, прочувствовала, поныла в личку некоторым людям, послушала их взгляд на ситуацию, остановилась на удобном мне и поняла, что у меня есть полное право на такое решение — меня стало отпускать. И страх начал отступать. Можно стало дальше делать своё — так, как я это представляю сейчас.
Яна says
Спасибо вам большое. За честность, за открытость, за непоколебимость и ранимость. Я тоже хочу начать делать подкаст, и мне все эти страхи и сомнения так знакомы. Вы очень помогаете и вдохновляете ещё больше. Удачи!!!!
Леночка says
Спасибо 💙
Пусть у вас получится что-нибудь приятное вам лично!